Цифровой звук

         

Последние несколько лет на рынке


Последние несколько лет на рынке аудиотехники идет постоянная борьба форматов хранения звука за место под солнцем, и конца этому пока не видно. На наших глазах произошла не революция, но эволюция: старые форматы, переставшие удовлетворять современным потребностям рынка, медленно, но верно уступают место новым. Однако новинки, при всех их преимуществах, часто не обладают должной универсальностью.

Особенно сложен выбор музыкального носителя для мобильного устройства: наравне с качеством звука, так необходимым в стационарной аудиоаппаратуре, здесь важны и умеренность в энергопотреблении, и достаточная емкость носителя, и компактный размер. Собственно, основных "носимых" форматов на сегодняшний день всего четыре: традиционная компакт-кассета, СD-DA (CD-Audio), MiniDisc (ATRAC) и MP3. Но устройства первых двух типов уже практически достигли предела в своем развитии, а третий стал, фактически, лишь симбиозом кассеты и CD, унаследовав от них не только лучшие черты. Больным местом MD является его "закрытость", делающая невозможной любую дальнейшую эволюцию - строго определены и запатентованы как форма носителя, так и алгоритм сжатия звука.

MP3-плееры (под ними я подразумеваю не только плееры, воспроизводящие MP3-файлы, а все цифровые плееры, работающие со сжатой MPEG-подобной аудиоинформацией) свободны от этого недостатка: производители, не скованные в своей фантазии никакими патентами (к счастью, Fraunhofer не стала монополистом алгоритма сжатия звука), каждый год выпускают на свет десятки различных моделей, совершенно не похожих друг на друга: это и плееры-наушники, и плееры-наручные часы, и более стандартные "коробочки" размером с пачку сигарет. Получили распространение новые алгоритмы сжатия звука, появляющиеся сейчас, как грибы после дождя: OGG Vorbis, MP3 Pro и WMA сжимают музыкальные данные эффективнее, чем MP3 (при сравнимом качестве), причем, поддержку WMA уже можно встретить во многих моделях. В общем, на сегодняшний день это самый динамично развивающийся формат хранения звука, и конкурентов по этому параметру у него на сегодняшний день нет.



Однако в чем MP3- плееры сперва проигрывали, так это в цене. Конечно, даже несмотря на то, что первое время для хранения музыки в MP3-плеерах использовались достаточно дорогие энергонезависимые модули памяти, на эти устройства существовал стабильный спрос, но для истинной массовости необходим был плеер с ценой ниже "магической черты" в 150 долларов. И появилось первое поколение MP3/CD плееров, использующих не дорогой флэш, а дешевые CD. Радость покупателей не знала предела: более сотни композиций на одном диске - это легко компенсировало увеличение габаритов плеера по сравнению с флешовыми конкурентами. Причем, совпадение времени появления этих моделей с началом бума пишущих CD-приводов сделало такие плееры, как Lenoxx и ему подобные, действительно народными.

С небольшим запозданием начинание подхватили и другие производители солнечных Тайваня и Китая. Казалось бы, о чем еще мечтать - пиши и слушай… Но мечтать было о чем: при всех своих замечательных качествах, MP3/CD плееры первого поколения обладали далеко не самым качественным звуком, не показывали названия песен (правда это и сейчас не редкость - все стремятся удешевить свою продукцию любой ценой), а о продолжительном времени автономной работы можно было только мечтать. Что же до серьезных производителей, то они продолжали выпускать все новые плееры на базе более традиционных носителей, будто бы не замечая рынка недорогих MP3/CD. Уже промелькнули и Soul ("душа" с китайскими корнями), и RioVolt, появился вроде бы брендовый, но на поверку весьма неудачный в первых своих инкарнациях Phillips Expanium. Все это было весьма неубедительно… Ну, думаю, если нет нормального "бренда", возьмем то, что больше хвалят и меньше ругают. Просмотрел обзоры - меньше всего ругали Soul.


Содержание раздела