Цифровой звук

         

NetMD


Вот мы подошли и к самому интересному. Что на деле представляет из себя технология NetMD?

Сразу же при подключении было обнаружено новое устройство (NetMD). Драйверы встали без проблем. Первым делом была установлена программа OpenMG Jukebox.

OpenMG ? это весьма мощное jukebox-ПО, поддерживающее граббинг с аудиодисков, воспроизведение WAV/MP3/WMA/ASF-треков и воспроизведение с разных плей-листов. Но самое главное ? программа позволяет полностью управлять MD-плеером, когда он подключен к USB и, конечно же, переписывать на минидиск аудиофайлы. Оговорюсь сразу: существующие на сегодняшний день NetMD-плееры НЕ УМЕЮТ переписывать треки с диска в компьютер по USB.

Поэтому если вам захочется переписать что-то, что записано на минидиск, придется пользоваться дедовскими средствами: аналоговым шнуром и звуковой платой. (Понятно, что качества это не добавит.)

OpenMG считывает содержимое MD-диска в плеере и выдает список треков. С треками можно делать все, что душе угодно ? переименовывать, перемещать, удалять, воспроизводить. Вобщем, разработчики OpenMG постарались сделать так, чтобы у пользователя создалась полная иллюзия того, что он работает с обычными файлами, а не с мудреными записями на минидиске. Также треки можно объединять в группы ? аналоги папок на обычных MP3-плеерах.

Источниками записи на MD могут либо WAV/MP3/WMA-файлы, либо треки с AudioCD, причем имена дорожек на MD импортируются напрямую из ID3-тегов или названий файлов/треков CD. Русский, к сожалению, не поддерживается.

Принцип работы следующий: вы импортируете выбранные файлы во внутренний плейлист OpenMG, где файлы упаковываются по алгоритму ATRAC в выбранном вами режиме (SP, LP2, LP4). Да-да, именно так ? напрямую MP3/WMA на MD, конечно, не записываются. Поэтому получается, что упакованные «эмпэтришки» проходят еще одну стадию компрессии средствами алгоритма ATRAC. Несмотря на то, что мысль о двойной компрессии выглядит несколько чудовищно, на самом деле все далеко не так страшно. Во-первых, при классическом переписывании музыки напрямую (через линейный выход звуковой платы) звучание подвергается, кроме ATRAC, еще и действию несовершенных преобразователей платы и самого плейера.
Если же переписывать треки по оптическому кабелю ? звук все равно будет ATRAC-упакованным. Прелесть этого алгоритма в том, что он в режимах SP/LP2 не вносит слышимых артефактов в звучание, как это любит делать MP3. ATRAC-файлы имеют мягкий звук, несколько ограниченный в деталях ? и то в LP2/LP4 режимах. Поэтому двойное перекодирование файлов вовсе не так страшно, как может показаться сначала.

Впрочем, следы двойной упаковки очень отчетливо слышны при переписывании MP3 с низким битрейтом (<128 кбит/с). Дело в том, что на таком низком битрейте урезается очень много частот, определяемых схемой MP3-кодека. Сам же алгоритм ATRAC имеет собственные «предпочтения», и урезает другие полосы частот - в результате, качество записи на MD может быть еще более отвратительным, чем на оригинальном «экономном» MP3.

Итак, возьмем десяток MP3-файлов с битрейтом 192kbps и перекачаем их в плеер. Заявленные SONY скорости перекачки по USB ? 1,6X для SP, 16X для LP2 и 32x для LP4. Для начала, попробуем переписать файлы в SP-режиме.

Сначала файл подвергается конвертации. При последующем переписывании того же трека конвертация происходить не будет, так как преобразованные файлы хранятся в специальном формате в папке OpenMG. Начало записи: плеер мигает лампочкой «RECORD», на экране плеера высвечивается записанное время. Бежит оно довольно медленно: файл 03:01 записывался ровно две минуты, что соответствует скорости 1,5X. Что ж, негусто, но и не слишком отличается от заявленной SONY цифры.

Далее ? режим LP2. Тот же трехминутный файл записался полностью за 10 секунд. Это действительно быстро. Время на экране плеера бежало с угрожающей скоростью: результат ? 18X.

Ну и, наконец, LP4. Файл был переписан ровно за 6 секунд, что соответствует 30X.

Тест номер два: попробуем с помощью OpenMG переписать Audio-CD. Austin Powers 2: The Spy Who Shagged Me OST, 42:28. Переписывать будем все в том же пролетарском режиме LP2.

OpenMG повел себя очень мудро: в то время, пока на MD переписывался первый сграбленный трек, с диска оцифровывался второй.


Очень экономит время. И как результат ? весь процесс переписывания AudioCD на MD занял 3,5 минуты. Кстати, перед процессом граббинга OpenMG слазил в Интернет и скачал имена треков CD, которые были полностью скопированы на минидиск.

Ну и под конец ? традиционная ложка неаппетитной субстанции. В целях защиты от пиратства в OpenMG встроены «продвинутые» технологии защиты. Итак, процесс переписывания на MD называется check-out. Этих чек-аутов для одного файла можно сделать не более трех; то есть одну песню вы можете держать одновременно только на трех различных MD. Вы также вольны произвести процесс check-in, который удалит трек с MD и даст возможность переписать его на другой диск.

В принципе, само по себе это не так страшно. Мало кому придет в голову держать одну запись более чем на трех дисках. Тем более что, на крайний случай, можно один файл скопировать под другим именем… Но тут возникает и множество препятствий. Во-первых, треки, записанные через OpenMG, нельзя самостоятельно ? с плеера ? удалять. Чтобы удалить дорожку, придется подключать его к крэдлу и производить операции в программе. Могут возникнуть также нестандартные ситуации: например, слетит система или что-нибудь неприятное произойдет с файлами на жестком диске. В этом случае с вашими MD до переустановки программы ничего сделать будет нельзя. А если вы потеряете минидиски? Вы не сможете произвести чек-ин, и файлы будут недоступны для записи.


Содержание раздела