Цифровой звук

         

Прослушивание музыки


Если написать, что музыка воспроизводилась хорошо, то такая информация вряд-ли кого-то устроит. Необходимы сравнения. Причём, часто можно слышать: "помню, три года назад была у меня звуковая карта XX, ну так она играла намного хуже, чем стоящая сейчас YY". Если речь шла о 8 битной, а затем 16 битной карте, то такое заявление прощается. Иначе, если речь идёт об устройствах приблизительно одного класса, нет такому слухачу доверия. Наш слух не настолько идеален, как многим хотелось бы думать. Человек хранит чёткие ощущения от прослушивания всего несколько секунд. Более-менее внятные - пару минут. Дальше остаются лишь какие-то смутные и больше эмоциональные воспоминания. Вот почему для слуховых тестов мы применяем метод одновременного воспроизведения на сравниваемых устройствах, мгновенно переключаясь с одного на другое.

Сравнивалось звучание записей сначала в формате PCM stereo 16 бит 44,1 кГц, затем в 24 бит 96 кГц. Сигнал снимался с двух единовременно установленных в компьютер карт. Файлы воспроизводились двумя запущенными копиями программы Cool Edit Pro 1.2a, с принудительным указанием устройства воспроизведения в каждой из них. Возможность мгновенного переключения обеспечивал микшерный пульт Behringer MX602A. Далее с пульта провода вели в активные студийные мониторы Event 20/20 bass (~$950). Для соединения использовались профессиональные провода Proel (Italy) OFC low noise microphone cable с позолоченными контактами.


В качестве акустических систем для воспроизведения звука был выбран недавно описанный недорогой набор 5.1 активных колоночек от того же производителя, Genius SW-5.1 Surround. Так как карта не предназначена для работы в связке с Hi-End аппаратурой, то и относиться к ней нужно соответственно. К сожалению, в последнее время стало модным брать звуковое мультимедийное изделие за $20-30, пристрастно сравнивать его звучание с таковым у аудиокомплекса, имеющего в 5 - 10 раз большую цену, после чего выносить обвинительно-разоблачительный приговор. Мы попытаемся избежать подобных подходов и будем сравнивать звучание карты только с конкурентными изделиями из того же ценового диапазона (использовался проверенный временем Live! Value CT4830 с кодеками от Creative и Philips) в условиях, максимально приближенных к реальности. Поэтому, подключив звуковую карту к упомянутым колонкам, я приготовился наслаждаться MP3 композициями хитов MTV (имеющих полуприличный битрейт в 160 килобит/с и не слишком "удобную" для современных звуковых карт частоту дискретизации 44,1 кГц).

Ввиду особенности усилительной части набора колонок Genius 5.1, наилучший режим прослушивания музыки получался при подаче стереосигнала только по одному стереопроводу. Вообще говоря, прослушивание обычных MP3 файлов и аудио компакт-дисков на 5.1 колонках большинством здравомыслящих индивидумов считается не слишком хорошей идеей. Несмотря на первоначальную новизну ощущений, такой саунд быстро утомляет некоторые области головного мозга и заставляет, меня по крайней мере, уже через несколько минут вернуться к первоначальному стереоварианту. Возможно, в будущем появится больше AC3 композиций, которые изначально будут отзвукорежиссированы под 5.1 акустику, но пока что лучшим вариантом для наслаждения музыкой всё же остаётся компоновка фронт онли (2.0) для полночастотных Hi-Fi АС или фронт+сабвуфер (2.1) для компьютерных колоночек.

Если вам ещё не слишком наскучили мои словесные пассажи :), то перехожу к главному: звучание карты было неплохим, если оценивать его по шкале "ужасное-посредственное-неплохое-хорошее-отличное". Очень удивило то, что даже на таком недорогом комплекте колонок звучание Creative SB Live! отличается от Genius Sound Maker Live 5.1, причем в лучшую сторону. Следовательно, меломанам (к коим относится и ваш покорный слуга) порекомендовать описываемую в этом обзоре карту затруднительно. Однако для фонового воспроизведения музыки MP3 такая карта будет вполне оправданным вложением средств.



Содержание раздела