Цифровой звук


"Супер" - часть 3


Они решили упростить кодирование низких и средних частот ниже 2 кГц, зато улучшить передачу верхней середины и высоких частот до 16 кГц, т.е. основного слышимого диапазона. На приведенном графике хорошо видно, что в диапазоне до 2 кГц лучше передает звучание LAME, в то время как в диапазоне от 2 до 16 кГц - OGG. Отсюда и подмеченное мною лучшее качество звучания средних частот на семплах, закодированных кодером OGG.

Как уже говорилось, кодер OGG не позволяет управлять параметрами кодирования, что заставляет нас довериться выбору разработчиков формата. В то же время LAME дает огромные возможности по управлению процессом кодирования, параметрами психоакустики и фильтров, и, если при кодировании в 320 кбит насильно срезать частоты выше 20 кГц, которые по теории никто не может услышать, можно добиться лучшего качества звучания. Нагляднее всего это можно продемонстрировать на сравнительном графике усредненных АЧХ дельта-сигналов полного и обрезанного до 20 кГц при кодировании семплов.

Разница в уровне дельта-сигнала составляет до 2 дБ, и это весьма ощутимая разница - порядка 15%. То есть, образно говоря, решив не кодировать частоты выше 20 кГц, мы получили улучшение передачи всего остального диапазона на 1-2 дБ. Я рекомендую придерживаться этого правила, если вы хотите получать более качественное звучание. Отмечу также, что разницу в звучании между семплами, обрезанными на 20 кГц, и семплами OGG обнаружить уже не просто сложно, а практически невозможно, разумеется, если кто-то из читателей не обладает абсолютно уникальным слухом.

Таким образом, в зоне высочайшего качества OGG и LAME практически не отличаются друг от друга, поэтому при выборе кодера меломаны могут руководствоваться только личными симпатиями.




Начало  Назад  Вперед