Цифровой звук


"Супер"


Начнем мы, разумеется, с самой лакомой для меломанов зоны высших битрейтов. При этом, главная цель кодирования заключается в достижении максимально возможного качества звучания, поэтому для тестирования возьмем максимальные параметры для обоих кодеров. Для LAME берем чистый режим 320 кбит с полным звуковым диапазоном вплоть до 22 кГц и максимальным качеством (-q0), остальные параметры позволим устанавливать самому кодеру. Для OGG также возьмем режим максимального качества - 350 кбит. К сожалению, как я уже говорил, управление какими-либо другими параметрами кодирования невозможно, поэтому придется полагаться на собственные настройки кодера. Таким образом, кодеры работают практически на пределе своих возможностей по передаче звучания оригиналов. Сжимаем, декодируем, смотрим…

И что же получается? Очень интересные факты. Я со всей ответственностью могу подтвердить заверения разработчиков обоих форматов о том, что их психоакустические модели претерпели значительные изменения, которые легко заметны при анализе раскодированных семплов. В корне изменилась обработка высоких частот. Если раньше в режиме 320 кбит LAME оставлял практически полный диапазон вплоть до 22 кГц, то сейчас эти частоты также проходят через психоакустическую модель. Данный факт прекрасно иллюстрируется сонармом (частотно-временное представление звука). Сравните оригинал и раскодированный семпл (щелкните на графиках для увеличения):

Шокирующие иллюстрации, не правда ли? Но это еще что, вот полюбуйтесь, что получается у OGG на 350 кбит - срезание частот даже на уровне 16 кГц.

В закодированном сигнале встречаются даже такие вот участки АЧХ (вертикальной линией отмечена частота 16 кГц).

Согласитесь, довольно странное обращение с высокими частотами для режима максимального качества кодирования. В более ранних версиях обоих кодеров такого вольного обращения я не встречал. Интересно, как звучат эти семплы по сравнению с оригинальными записями… Начинаем прослушивание.

Вот это да! Вот это обработка звучания! Звук стал настолько близок к оригиналу, что отличить вслепую три записи стало чрезвычайно сложно.


Начало  Назад  Вперед