Цифровой звук

         

Измерение параметров аудиотракта


Звуковая карта Sound Maker Live 5.1 имела на борту два AC'97 кодека: двухканальный SigmaTel STAC9721 и четырёхканальный SigmaTel STAC9708. Это проверенные временем микросхемы. Они устанавливались на такие широко распространённые звуковые карты, как SB Live!, SB Live!5.1, Aureal Vortex2. Однако, если сравнить аналоговую часть рассматриваемой звуковой платы с приведёнными народными любимцами, легко заметить некоторые отличия: разработчики существенно сэкономили на конденсаторах и стабилизаторах питания. Посмотрим, насколько это сказалось на характеристиках данной платы.

Методика измерения аудиотракта вынесена отдельным материалом.





Аудиотракт Sound Maker Live 5.1 показал довольно приличные результаты в тестах. Это типичные характеристики для современной PCI звуковой карты.

Однако, следует акцентировать внимание на одну неприятную закономерность, преследующую все звуковые карты на чипе Forte Media FM801 (см., например, статью Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10). Микшер (он же регулятор громкости Sndvol32.exe, вызываемый двойным щелчком мыши по расположенному в системном трее желтоватому рупору) имеет особенность сильно ухудшать звучание карты, при положении регуляторов выше 50% для фейдера Wave/DS и 15% для фейдеров записи. Это выражается в скачкообразном росте искажений, что говорит нам о некотором "своеобразии" алгоритмов цифрового микширования FM801. Вполне логичной выглядит рекомендация не превышать указанных пределов, а в идеале, оставив все регуляторы в положении по умолчанию, использовать только общую регулировку громкости. В микшере подобный регулятор имеет название Мастер.

Тесты АЧХ не приподнесли никаких сюрпризов: в компанию к неплохим кодекам разработчики изыскали возможность поставить неплохие, судя по ровному графику (имеется лишь небольшой спад -3 дБ в диапазоне 10 - 20 кГц), операционники, производителя и марку которых распознать не удалось.

Измеренные параметры, конечно же, не могут служить достаточным основанием для представления о качестве звучания карты, поэтому перейдём к слуховым тестам.


Звуковая карта MediaForte Theatre X-treme 5.1 имеет на борту два AC'97 кодека: SigmaTel STAC9721 и четырёхканальный Wolfson XWM9704. Подобную связку кодеков мы уже видели в звуковой карте ABIT Home Theatre AU10, где они показали совсем неплохие результаты. Основной вопрос, на который было интересно найти ответ при этом тестировании - насколько повлияла установка радиоприёмника в непосредственной близости от кодеков.

Методика измерения аудиотракта звуковых карт вынесена отдельным материалом.


Ну что же, спектрограмма говорит сама за себя. Довольно высокими оказались паразитные гармоники (наводки?) в области средних частот. Не стоит, однако, преувеличивать практическое значение приведённых результатов. Для потребительской пластмассовой компьютерной акустики даже такие параметры будут недостижимы (а шум и треск в колонках в десятки раз превысит уровень шумов на спектрограмме). Что касается владельцев качественных аудиокомплексов класса Hi-Fi, то для них, действительно, это информация к размышлению.

Как отмечалось в предыдущих материалах (Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10, Звуковая карта Genius Sound Maker 5.1), все звуковые карты на чипе Forte Media FM801 имеют следующую особенность: при положении регулятора Wave/DS выше 50% и фейдеров записи выше 15%, в микшере происходит скачкообразный рост искажений, объясняющийся "своеобразием" алгоритмов цифрового микширования FM801. Вполне логичной выглядит рекомендация не превышать указанных пределов, а в идеале, оставив все регуляторы в положении по умолчанию, использовать только общую регулировку громкости. В микшере подобный регулятор имеет название Мастер.



Содержание раздела