Цифровой звук

         

Спецификации на карту


Поговорим о цифрах. Многие читатели скептически относятся к указанным в спецификациям продуктов характеристикам, что, в целом, вполне объяснимо. Небольшая часть из них считает какие-либо цифровые характеристики для звукового устройства полностью лишёнными смысла, что в корне неверно. Проблема состоит не в самих цифрах, а в их использовании. Не секрет, что в большинстве случаев цифры и различные сложные технические параметры становятся оружием маркетинговых отделов по навешиванию лапши на уши доверчивым покупателям. Зачастую приведены полученные в нестандартных условиях, неполные или относящиеся к отдельной части устройства характеристики. Так что выходит, чем солиднее фирма, тем скромнее и реальнее паспортные данные её продуктов.

К счастью, маркетинговый отдел Creative удержался от соблазна «сдуть» очень красивые данные из паспорта на ЦАП. Так что в спецификации на Audigy2 приведены реально полученные измерительным комплексом AudioPrecision параметры карты.

  • Отношение сигнал/шум, фронтальные и тыловые каналы (для уровня сигнала 1..2 вольт) = 102..106 дБ A, остальные каналы = 86..90 дБ А.
  • Диапазон воспроизводимых частот (Frequency Response) от <10 Гц до 46 кГц +/-3дБ, 24 бит 96 кГц
  • Коэффициент нелинейных искажений + шум, A-взвешенный (Total Harmonic Distortion + Noise) = 0,004%
  • Отношение сигнал/шум – фактически, мощность шумов в отсутствие сигнала. Вкупе с 24 битами, «сигнал/шум» ? главное маркетинговое оружие Creative по завоеванию умов покупателей. На самом деле, параметр «сигнал/шум в отсутствии сигнала», он же SNR, не имеет никакого отношения к качеству звучания, а скорее отражает громкость шумов в паузах, которой уже при 90 дБ A не будет слышно даже при наличии суперушей. С приходом цифровой техники проблема шума в аудиоустройствах практически полностью исчезла, так что все эти запредельные характеристики вроде SNR=100 дБ A и выше – это скорее сопутствующий признак качественного устройства, но никак не основной и не определяющий качество звука.


    Говоря абстрактно, нойз- гейт на выходе может увеличить сигнал/шум до теоретического значения, совсем отключая выходы при определённом пороге срабатывания, но вот к качеству звучания при наличии сигнала это уже не будет иметь никакого отношения. Чистоту же звучания в большей мере отражают коэффициенты нелинейных искажений (гармоник, интермодуляции), а детальность – динамический диапазон (при подаче на вход системы сигнала малой амплитуды). К слову, для придания тесту сигнал/шум хоть какого-то смысла, в RMAA мы всё же подаём сигнал нулевой амплитуды, но с подмешиванием стандартного треугольного дизеринга. Также спектрограмма позволяет оценить возможные наводки от высокочастотных частей схемы или дефектов фильтрации по питанию.

    Анализируя спектрограммы Audigy vs. Audigy2 можно констатировать отсутствие наводок, а также изменение вида спектра шума при практически аналогичной мощности.



    Диапазон воспроизводимых частот – также довольно бестолковый показатель, если не учитывать, что производитель может недоглядеть и допустить ляп даже здесь, на ровном месте. Так и произошло с Audigy, которая, несмотря на заявленную поддержку 24 бит 96 кГц, не умела полноценно воспроизводить звук в этом формате, явно пересчитывая всё в 16 бит 48 кГц, да ещё и имела сильный завал в ВЧ-области слышимого диапазона частот (причём, только в 24/96-режиме).

    При выпуске Audigy2 Creative учла эту досадную промашку, и теперь всё обстоит радужно: пересчёт убрали, АЧХ в норме. Умнее бы было привести также неравномерность АЧХ для слышимого диапазона частот, а ещё лучше – взглянуть на график АЧХ. К счастью, такую возможность нам предоставляет программа RMAA. Ура! Audigy2 воспроизводит в 24/96 весь диапазон частот с отсутствием намёков на передискретизацию и выдающейся неравномерностью на уровне профессиональных звуковых карт.



    THD+N – более важный показатель, который вбирает в себя шумы и гармоники при подаче сигнала 1 кГц. В переводе на человеческий 0,004% означает 88 дБ – реальный запас по чистоте звучания.Хотя, здесь тоже не всё просто: вторая гармоника очень хорошо маскируется основным колебанием, в то же время все последующие более неприятны на слух. Так что и здесь хотелось бы взглянуть на спектрограмму. А из неё хорошо видно, что Audigy2 играет реально чище, чем Audigy.



    Итак, карте Audigy2 присуждается почётное звание Audigy Service Pack 1. Именно такой мы ждали Audigy год назад. Впрочем, и в этот раз не обойдётся без нареканий.


    Содержание раздела